Preview

Заводская лаборатория. Диагностика материалов

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

О применении методов численного дифференцирования для определения скорости роста трещины усталости

https://doi.org/10.26896/1028-6861-2024-90-2-53-61

Аннотация

С использованием выборки результатов испытаний 68 компактных образцов внецентренного растяжения из титановых сплавов, никелевых сплавов и стали исследовано влияние выбора метода численного дифференцирования (метод секущей и метод дифференциальных полиномов по трем, пяти и семи точкам), используемого для расчета скорости роста трещины усталости, на характеристики линейного участка кинетической диаграммы усталостного разрушения. Цель исследования — определение преимуществ, недостатков и закономерностей рассмотренных методов. В качестве критериев правильности выбора метода численного дифференцирования использованы: коэффициент детерминации R 2; интегральный критерий χ, характеризующий разность прогнозируемого и фактического чисел циклов, соответствующих участку устойчивого роста трещины; корреляция между логарифмами констант Пэриса для сплавов одного класса. В результате проведенных исследований установлено, что использование метода дифференциальных полиномов по трем точкам по сравнению с методом секущей незначительно повышает корреляцию между логарифмами скорости роста трещины усталости и размахом коэффициента интенсивности напряжений (увеличение R 2) и увеличивает разницу между расчетным и экспериментальным числами циклов, соответствующих устойчивому росту трещины (увеличение χ). В то же время при определении скорости роста трещины усталости методом дифференциальных полиномов по пяти и семи точкам наблюдается значительное сглаживание экспериментальных данных, сопровождаемое существенными повышением и снижением χ. Близость к нулю интегрального параметра точности χ является необходимым, но не достаточным критерием хорошего соответствия между результатом испытания и описывающей его математической моделью, тогда как совокупность параметров χ и R 2 однозначно формирует этот критерий. Выбор метода численного дифференцирования не оказывает влияния на корреляцию логарифмов констант уравнения Пэриса.

Об авторах

С. А. Монин
НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ
Россия

Сергей Алексеевич Монин

105005, Москва, ул. Радио, д. 17



М. А. Горбовец
НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ
Россия

Михаил Александрович Горбовец

105005, Москва, ул. Радио, д. 17



И. А. Ходинев
НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ
Россия

Иван Александрович Ходинев

105005, Москва, ул. Радио, д. 17



Список литературы

1. Каблов Е. Н., Оспенникова О. Г., Базылева О. А. Материалы для высокотеплонагруженных деталей газотурбинных двигателей / Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2011. No SP2. С. 13 – 19.

2. Бондаренко Ю. А. Тенденции развития высокотемпературных металлических материалов и технологий при создании современных авиационных газотурбинных двигателей / Авиационные материалы и технологии. 2019. No 2(55). С. 3 – 11. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-2-3-11

3. Гринь Е. А. Испытание материалов на коррозионно-циклическую трещиностойкость в воде при повышенных температурах / Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2010. Т. 76. No 1. С. 57 – 60.

4. Савкин А. Н., Андроник А. В., Бадиков К. А., Седов А. А. Исследование кинетики роста усталостных трещин в сталях в зависимости от характера переменного нагружения / Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2018. Т. 84. No 3. С. 43 – 51. DOI: 10.26896/1028-6861-2018-84-3-43-51

5. Ye H., Huang R., Zhou Y., Liu J. Calibration of Paris law constants for crack propogation analysis of damaged steel plates strengthened with prestressed CFRP / Theoretical and Applied Fracture Mechanics. 2022. Vol. 117. Article 103208. DOI: 10.1016/j.tafmec.2021.103208

6. Wang Y., Binuad N., Gogu Ch., et al. Determination of Paris’s law constants and crack length evolution via Extended and Unscented Kalmar filter: An application to aircraft fuselage panels / Mechanical Systems and Signal Processing. 2016. Vol. 80. P. 262 – 281. DOI: 10.1016/j.ymssp.2016.04.027

7. Савкин А. Н., Андроник А. В., Корради Р. Методика определения коэффициентов уравнения скорости роста трещины при циклическом нагружении / Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2016. Т. 82. No 1. С. 57 – 63.

8. Голубовский Е. Р., Волков М. Е., Эммауский Н. М. Метод определения границ стадии устойчивого роста трещины усталости и параметров уравнения Пэриса / Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2019. Т. 85. No 9. С. 66 – 74. DOI: 10.26896/1028-6861-2019-85-9-66-74

9. Clark W. G., Hudak S. Variability in Fatigue Crack Growth Rate Testing / Journal of Testing and Evaluation. 1975. Vol. 3. N 6. P. 454 – 476.

10. Norman E. Dowling. Mechanical Behavior of Materials. Pearson Education Limited.

11. Klysz S., Leski A. Good Practice for Fatigue Crack Growth Curves Description / Applied Fracture Mechanics, 2012. P. 197 – 228. DOI: 10.5772/52794

12. Каблов Е. Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» / Авиационные материалы и технологии. 2015. No 1(34). С. 3 – 33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1- 3-33 13. Каблов Е. Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года / Авиационные материалы и технологии, 2012. No S. С. 7 – 17.

13. Калашников В. С., Решетило Л. П., Чучман О. В., Наприенко С. А. Характеристики прочности и выносливости прутков и штамповок лопаток из серийных жаропрочных титановых сплавов и нового титанового сплава псевдо-α-класса / Труды ВИАМ: электрон. науч.-техн. журн. 2022. No 2(108). С. 13 – 31. DOI: 10/18577/2307-6046-2022-0-2-13-31

14. Каблов Е. Н., Кашапов О. С., Медведев П. Н., Павлова Т. В. Исследование двухфазного титанового сплава системы Ti-Al-Sn-Zr-Si-β- стабилизаторы / Авиационные материалы и технологии. 2020. No 1(58). С. 30 – 37. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-1-30-37

15. Громов В. И., Якушева Н. А., Востриков А. В., Черкашнева Н. Н. Высокопрочные конструкционные стали для валов газотурбинных двигателей (обзор) / Авиационные материалы и технологии. 2021. No 1. С. 3 – 12. DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-1-3-12

16. Горбовец М. А., Ходинев И. А., Рыжков П. В. Оборудование для проведения испытаний на малоцикловую усталость при «жестком» цикле нагружения / Труды ВИАМ: электрон. науч.-техн. журн. 2018. No 9. С. 51 – 60. DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-9-51-60

17. Paris P., Erdogan F. A critical analysis of crack propagation laws / Journal of Basic Engineering (Trans. ASME). 1963. N 12. P. 528 – 534.

18. Горбовец М. А., Ночовная Н. А. О параметрах уравнения Пэриса при испытаниях на скорость роста трещины усталости жаропрочных титановых сплавов / Труды ВИАМ: электрон. науч.-техн. журн. 2016. No 4(40). С. 13 – 19. DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-4-2-2

19. Korsunsky A. V., Dini D. D., Walsh M. J. Fatigue crack growth rate analysis in a titanium alloy / Key Engineering Materials Vols. 2008. Vol. 385 – 387. P. 5 – 8. DOI: 10.4028/www.scientific.net/KEM.385-387.5


Рецензия

Для цитирования:


Монин С.А., Горбовец М.А., Ходинев И.А. О применении методов численного дифференцирования для определения скорости роста трещины усталости. Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2024;90(2):53-61. https://doi.org/10.26896/1028-6861-2024-90-2-53-61

For citation:


Monin S.A., Gorbovets M.A., Khodinev I.A. On the application of numerical differentiation methods to the determination of the fatigue crack growth rate. Industrial laboratory. Diagnostics of materials. 2024;90(2):53-61. (In Russ.) https://doi.org/10.26896/1028-6861-2024-90-2-53-61

Просмотров: 170


ISSN 1028-6861 (Print)
ISSN 2588-0187 (Online)