Диагностика узлов авиационных газотурбинных двигателей, омываемых смазочным маслом, по результатам анализа пробы смыва с диагностического слоя фильтроэлемента
https://doi.org/10.26896/1028-6861-2018-84-8-39-43
Аннотация
Для повышения степени очистки масла в авиационных газотурбинных двигателях устанавливают тонкоячеистые одноразовые фильтроэлементы типа QA-07930-01 с диагностическим слоем в виде ленты из нетканого материала, которую можно снимать с фильтра, не прекращая его эксплуатацию, и получать информацию о накапливаемых на фильтре частицах изнашивания с интервалом через 200 ч. Для сбора диагностической информации разработаны методика и устройство извлечения частиц. Установлено, что первый смыв с ленты по количеству и составу частиц наиболее показателен для достоверной оценки технического состояния двигателя по параметрам частиц изнашивания. При этом полное время подготовки пробы к анализу, включая смыв, отстаивание, обработку в ультразвуковой ванне, составляет 90 мин. Представлены результаты оценки технического состояния маслосистемы двигателей ПС-90А, оснащенных фильтроэлементом с диагностическим слоем и без него. Полученные данные свидетельствуют, что фильтроэлемент QA-07930-01 существенно повышает удобство обслуживания авиационных двигателей и снижает издержки при проведении диагностических исследований.
Об авторах
В. Г. ДроковРоссия
Виктор Григорьевич Дроков
НИИ прикладной физики
г. Иркутск
В. В. Дроков
Россия
Виктор Владиславович Дроков
НИИ прикладной физики
г. Иркутск
В. В. Мурыщенко
Россия
Владимир Валерьевич Мурыщенко
НИИ прикладной физики
г. Иркутск
Ф. И. Мухутдинов
Россия
Фарит Ибраевич Мухутдинов
г. Пермь
Ю. Д. Скудаев
Россия
Юрий Дмитриевич Скудаев
НИИ прикладной физики
г. Иркутск
В. Ф. Халиуллин
Россия
Виталий Фердинандович Халиуллин
г. Пермь
Список литературы
1. Пат. 2251674 РФ, 7G01 M15/00, G01 N3/56, Способ оценки технического состояния подшипников трансмиссии авиационных двигателей / Гайдай М. С. и др.; заявитель и патентообладатель НПО «Сатурн», ООО «Диагностические технологии». — № 2002132524; заявл. 03.12.2002; опубл. 10.05.2005. Бюл. № 13.
2. Пат. 2164344 РФ, G01 M15/00, Способ контроля и прогнозирования состояния газотурбинных двигателей, преимущественно двигателей с межвальными подшипниками / Зарицкий С. П. и др.; заявитель и патентообладатель Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова. — № 98121374/06; заявл. 24.11.1998; опубл. 20.09.2000. Бюл. № 13.
3. Пат. 92357 ПМ, РФ, 7G01 M15/00, G01 N3/56, Фильтр / Макаров В. П. и др.; заявитель и патентообладатель ОАО «Авиадвигатель». —- № 200943385/22; заявл. 23.12.2009; опубл. 20.03.2010.
4. Иноземцев А. А., Дроков В. Г., Дроков В. В. и др. Состояние, перспективы развития спектральной трибодиагностики авиационных газотурбинных двигателей. Ч. 4. Диагностические параметры и точки отбора пробы масла при оценке технического состояния авиационных ГТД по результатам спектральных измерений / Контроль. Диагностика. 2012. № 9(159). С. 20 – 28.
Рецензия
Для цитирования:
Дроков В.Г., Дроков В.В., Мурыщенко В.В., Мухутдинов Ф.И., Скудаев Ю.Д., Халиуллин В.Ф. Диагностика узлов авиационных газотурбинных двигателей, омываемых смазочным маслом, по результатам анализа пробы смыва с диагностического слоя фильтроэлемента. Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2018;84(8):39-43. https://doi.org/10.26896/1028-6861-2018-84-8-39-43
For citation:
Drokov V.G., Drokov V.V., Muryshchenko V.V., Muhutdinov F.I., Skudaev Yu.D., Khalioullin V.F. Diagnostics of the units of aviation gas turbine engines washed with lube lubricant according to the results of the flush sample analysis of the diagnostic layer of filter elements. Industrial laboratory. Diagnostics of materials. 2018;84(8):39-43. (In Russ.) https://doi.org/10.26896/1028-6861-2018-84-8-39-43